В случае легализации Россией параллельного импорта объем инвестиций в экономику страны может сократиться вдвое.
Такой вывод следует из отчета Международного института маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь», который был подготовлен летом 2013 г. по заказу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Под параллельным импортом подразумевается ввоз через границу продукции без официального разрешения производителя, правообладателя бренда.
В России сейчас заинтересованные государственные структуры придерживаются различных точек зрения: Минэкономразвития, Минпромторг, Роспатент и некоторые другие министерства и ведомства высказывают опасения из-за возможных негативных последствий легализации параллельного импорта, тогда как ФАС РФ выступает в его поддержку.
В процессе проведения исследования было проведено 34 интервью с руководителями крупных компаний, ведущих игроков из различных сфер бизнеса: автомобильного, строительной техники и оборудования, бытовой техники и электроники, сетевой розничной торговли и т.д.
Практически все эксперты в интервью высказали предположения о снижении рентабельности и маржинальности их бизнеса или их дилеров в связи с недобросовестной конкуренцией из-за попустительства государства по отношению к появлению параллельной продукции. Соответственно, будут заморожены планы по дальнейшему развитию и вливанию инвестиций в экономику России, а розничным сетям придется осуществлять закупки напрямую за рубежом, выводя из страны валютные активы.
Не стоит ждать и роста поступлений от таможенных платежей, так как серые импортеры традиционно занижают стоимость ввозимого товара, минимизируя свои затраты.
Сократится занятость населения – уменьшится число рабочих мест из-за отсутствия новых предприятий, произойдет сокращение внутреннего производства, а значит и снизятся поступления в бюджет от фонда оплаты труда, заморозятся инвестиции в локализацию производств. По прогнозам экспертов, сокращение числа рабочих мест может составить от 25% до 60% в зависимости от отрасли.
В случае легализации параллельного импорта ожидается рост контрафакта до 30%, от которого уже страдают многие представители бизнеса, в первую очередь – представители автопрома, которые постоянно сталкиваются с подделками запчастей из КНР. Контрафакт вредит как имиджу производителя, так и негативно отражается на самих потребителях.
При легализации серого импорта недобросовестные импортеры получат значительные прибыли от отсутствия затрат на рекламу, клиентский сервис и другие виды расходов, пользуясь эффектом присутствия на рынке официалов, на плечах которых полностью лежат все расходы на развитие и продвижение товарных знаков и брендов.
Владельцы торговых марок инвестируют и защищают свои бренды, предоставляют определенный уровень качества товаров, сервиса и гарантии потребителям.
Независимые продавцы никаких преимуществ не предоставляют, чем подрывают ценность бренда одновременно для его правообладателя и потребителя.
Кроме того, легализация параллельного импорта не приведет к снижению розничных цен: неофициалы не будут реализовывать ввезенную ими продукцию по значительно более низким ценам в сравнении с владельцами, правообладателями брендов. Наоборот, будут стараться максимально приблизить свои цены к ценам на сертифицированную продукцию.
Таким образом, все эксперты склоняются к мнению, что либерализация параллельного импорта будет иметь негативные социально-экономические последствия для России.
Выгоду от легализации параллельного импорта получат исключительно только высокодоходные группы населения, мелкий импорт и оптовая торговля, что только увеличит социально-экономическое неравенство в обществе, станет препятствием для повышения производительности труда, создания новых рабочих мест, процессу развития и модернизации российской экономики.