Решением Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 05.02.2021 г. было удовлетворено возражение компании ООО «Винный стиль» против предоставления правовой охраны словесному товарному знаку «SAINT-VINCENT» по свидетельству № 196200 с приоритетом от 21.04.2000 г., зарегистрированному в отношении товаров 16, 33 (в т.ч. алкогольные напитки, вино), услуг 35, 39 и 42 классов МКТУ.
Основанием для принятия указанного решения явилось то, что предоставление указанному товарному знаку правовой охраны нарушает пункт 2 статьи 6 Закона РФ «О товарных знаках», поскольку оно противоречит общественным интересам, принципам морали и нравственности.
Как указал Роспатент, спор имеет четко выраженную религиозную тематику, поскольку товарный знак «SAINT-VINCENT» имеет в переводе с французского языка значение «Святой Викентий», т.е. воспроизводит имя святого, священномученика, который почитается в православной, католической и англиканской церквях.
Согласно представленному в материалы дела заключению Московской духовной академии и письма Правового управления Московской Патриархии, регистрация товарных знаков, содержащих названия спиртных напитков, которые могут быть отнесены к церковной семантике, оскорбляют чувства верующих, в то время как религиозные организации могут беспрепятственно использовать религиозные символы того вероисповедания, к которому они принадлежат. При этом, согласно указанным заключению и письму, религиозная символика государственной регистрации не подлежит
Исходя из указанного, Роспатент пришел к выводу о том, что регистрация обозначения «SAINT--VINCENT» в качестве товарного знака будет оскорблять чувства верующих и противоречить общественным интересам.
Не согласившись с принятым Роспатентом решением, правообладатель товарного знака № 196200, ООО «Александровы погреба», оспорил его в Суд по интеллектуальным правам.
Рассмотрев заявление ООО «Александровы погреба» Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу о том, что товарный знак «SAINT-VINCENT» не может вызывать ассоциаций с каким-либо конкретным святым Викентием, при этом выводы Роспатента о том, что указанный товарный знак может оскорблять чувства верующих сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств. При этом, суд принял во внимание, что, согласно представленным ООО «Александровы погреба» результатам социологического опроса, только 2% потребителей связывают обозначение «SAINT-VINCENT» со святым Викентием.
Решением от 19.08.2021 г. Суд по интеллектуальным правам отменил решение Роспатента и направил дело на новое рассмотрение в Палату по патентным спорам Роспатента.
Решение суда было, в свою очередь, оспорено ООО «Винный стиль» путем подачи кассационной жалобы в президиум Суда по интеллектуальным правам. Представительство интересов ООО «Винный стиль» в суде кассационной инстанции осуществлялось специалистами нашей компании.
Президиум Суда по интеллектуальным правам по результатам рассмотрения кассационной жалобы отменил решение суда первой инстанции и, не предавая дело на новое рассмотрение, отказал в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Роспатента об аннулировании товарного знака «SAINT-VINCENT».
Как указал суд кассационной инстанции, предметом рассмотрения настоящего спора являлись выводы административного органа о том, может ли спорное обозначение выступать в качестве средства индивидуализации товаров, возможно ли предоставление монопольного права на такое обозначение одному лицу, являющемуся коммерческой организацией. При этом, существенное значение имеет не разрешение вопроса о возможности использования спорного обозначения и о последствиях такого использования, а оценка правомерности предоставления одному лицу исключительного права на соответствующее обозначение в качестве средства индивидуализации его товаров.
Президиум Суда по интеллектуальным правам также указал, что в рассматриваемом случае, для не связанных с осуществлением религиозной деятельности товаров и услуг, установленного Роспатентом и подтвержденного судом первой инстанции факта известности в религиозной культуре существования святых с именем Винсент (Викентий) достаточно для признания несоответствия спорного товарного знака требованиям пункта 2 статьи 6 Закона РФ «О товарных знаках».
При этом, как указал суд кассационной инстанции, вопрос о том, способно ли обозначение «SAINT-VINCENT» оскорбить чувства верующих при его фактическом использовании касается лишь дополнительно приведенного Роспатентом основания – возможности оскорбления чувств верующих при использовании на винной продукции. Несогласие суда первой инстанции с указанной позицией не опровергает правильности вывода о том, что на обозначение, являющееся часть духовной культуры, всего общества в целом, государство не может предоставить одному лицу исключительное право в качестве средства индивидуализации товаров.
Дело является важным шагом в правоприменительной практике, поскольку суд признал, что противоречие обозначения общественным интересам само по себе является основанием для отказа в предоставлении ему правовой охраны в качестве товарного знака, даже в случае установления его соответствия принципам морали.
Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
|
Заказать услугу
|