
Стороны договора франшизы:
франчайзи - это покупатель, который обычно только начинает свою деятельность, получает за плату права на использование готовой технологии, бизнес-модели под маркой известного бренда, франчайзер - это продавец, который является правообладателем известной марки, имеет надежный, хорошо развитый бизнес.
Таким образом, по договору: франчайзи получает готовую модель бизнеса, и выход на рынок для него сопряжен с минимальными рисками, а франчайзеру поступают регулярные выплаты от нового партнера.
Слово “франшиза” является иностранным. В российском законодательстве используется русский аналог - договор коммерческой концессии.
Что такое и для чего он применяется
Договор коммерческой концессии — это соглашение, в соответствии с условиями которого правообладатель (собственник бренда) обязуется предоставить покупателю право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс из собственных исключительных прав.
Основная цель такого сотрудничества заключается в снижении затрат на развитие бизнеса. Иными словами, правообладатель получает стабильный источник доходов, возможность расширить свою целевую аудиторию, увеличить объем продаж и повысить узнаваемость бренда за счет финансовых средств своего нового партнера.
Выгода приобретающей стороны сделки состоит в том, что она не только гарантированно получает проверенную, надежную бизнес-модель для развития бизнеса, но и заручается помощью и поддержкой авторитетного крупного игрока на рынке.
Договор коммерческой концессии является одним из наиболее действенных способов вывести готовый бизнес на новый этап развития.

Существенные условия договора коммерческой концессии указаны в ГК РФ:
- предмет договора коммерческой концессии;
- объем передаваемых прав;
- размер выплат за право пользование исключительными правами;
- форма выплат.
Содержание договора коммерческой концессии зависит от вида и отрасли бизнеса, а также требований и пожеланий сторон сделки. В качестве франчайзера может выступать только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившее свидетельство на свой товарный знак. Это означает, что франчайзинг начинается с регистрации прав на результат интеллектуальной деятельности компании.
Предмет договора
В качестве предмета договора всегда выступает ПРАВО на использование комплекса исключительных прав на средства индивидуализации:
- использование товарного знака, бренда, логотипа, коммерческого обозначения, фирменного наименования;
- использование технологий, оборудования, ноу-хау и секретов производства;
- получение технической помощи, консультаций, обучения для персонала;
- участие в централизованных закупках.
Если в качестве продавца выступает правообладатель популярного, хорошо известного бренда, стоимость франшизы может быть достаточно высокой: существенное влияние на цену оказывает именно уровень деловой репутации правообладателя.
Объем передаваемых прав
Необходимо сохранить лояльность целевой аудитории к товарам или услугам, которые предлагает франчайзер. Для достижения этой цели сторонам нужно заранее согласовать перечень и объем существенных условий предстоящей сделки.
В договоре оговаривается территория, на которую распространяются условия договора коммерческой концессии с данным франчайзи, число торговых точек, какая именно предоставляется франшиза (исключительная или неисключительная), предоставление определенного числа субконцессий.
Размер выплат
На практике можно встретить три основных вида платежей:
- паушальный взнос — фиксированная разовая сумма в качестве вступительного взноса;
- роялти — платеж, выраженный в процентном отношении от выручки, либо в виде фиксированной суммы за определенный период;
- наценка на оптовую стоимость товара, который правообладатель передает своему новому партнеру для реализации.
Роялти выплачивается в течение всего срока действия договора коммерческой концессии. И с ростом узнаваемости бренда растет и размер ежемесячных платежей.
Большинство правообладателей использует комбинированный способ вознаграждения: авансовый платеж (в виде твердой суммы) и последующие роялти.
Договор коммерческой концессии заключается на определенный срок и регулирует все нюансы делового сотрудничества партнеров в течении действия этого соглашения.
Обязанности сторон должны быть особенно тщательно прописаны в договоре: обязанности правообладателя и пользователя по договору коммерческой концессии должны быть максимально объемными и детализированными. Но стороны наделены не только правами, но и обязанностями. Соответственно, нарушение условий соглашения должно повлечь за собой определенную ответственность сторон.
Обязанности франчайзера (ответственность)

В законе нет точного перечня обязанностей франчайзера. Поэтому стороны сделки до подписания соглашения могут обсудить и согласовать все нюансы предстоящего сотрудничества.
Однако, чаще всего это остается только теорией, а на практике продавец (правообладатель) уже имеет на руках хорошо подготовленный собственными юристами договор франшизы, который не подлежит корректировкам со стороны покупателя. Новый партнер вынужден подписать это соглашение, которое, очевидно, более выгодно продающей стороне.
В качестве основных обязанностей франчайзера можно выделить:
- предоставление всей необходимой технической и коммерческой документации;
- предоставление партнеру доступа к внутренним информационным ресурсам компании (клиентская база, скрипты продаж, возможность пользоваться официальным сайтом, мессенджерами и страницами бренда в социальных сетях);
- консультационное содействие и помощь в решении юридических, финансовых и организационных вопросов;
- общение со штатными сотрудниками компании (юристы, бухгалтеры, менеджеры по подбору персонала и т. п.);
- обучение сотрудников, которые в будущем будут работать на франчайзи.
Кроме этого, франчайзер должен предоставить партнеру возможность использовать логотип, фирменный стиль компании в оформлении торговых точек, прилегающей территории, офиса; и иные результаты своей интеллектуальной деятельности, что влечет за собой рост узнаваемости бренда, расширяет аудиторию потенциальных клиентов.
Обязанности франчайзи
Договор франшизы обычно подготавливается юристами правообладателя. В этом документе они стараются учесть все возможные риски как финансовые, так и репутационные.
В большинстве случаев в перечень обязанностей франчайзи входит:
- соблюдение производственных стандартов, уровня качества, установленных правообладателем;
- своевременная выплата вознаграждения франчайзеру (роялти и паушальный взнос);
- участие в маркетинговых акциях управляющей компании, которые направлены на расширение целевой аудитории и увеличение степени лояльности потенциальных и действующих клиентов компании;
- использование средств индивидуализации правообладателя;
- сотрудничество с поставщиками и производителями, с которыми работает франчайзер;
- обучение сотрудников вновь созданного бизнес-проекта по стандартам управляющей компании;
- соблюдение режима коммерческой тайны;
- предоставление отчетности о проделанной работе.
Пользователь и правообладатель - отдельные, независимые друг от друга субъекты предпринимательской деятельности. Это говорит о том, что ответственность договора коммерческой концессии актуальна как для самих партнеров друг перед другом, так и перед третьими лицами по сделкам, заключенным с ними.
Порядок регистрации договора коммерческой концессии
Договор франшизы заключается в письменной форме и подлежит регистрации в Роспатенте: ведомство фиксирует частичную передачу правообладателем интеллектуальных прав на определенные объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, патенты и т.п.)
Регистрация соглашения — это защита финансовых и репутационных интересов обеих сторон сделки; позволяет уменьшить НДС на вознаграждение от франчайзи, получить льготы по налогам на некоторые объекты исключительных прав.
Как зарегистрировать договор коммерческой концессии в Роспатенте? Процедура происходит следующим образом:
- Анализ готового соглашения или подготовка нового.
- Уплата госпошлины за регистрацию в Роспатенте.
- Подача документов в Роспатент.
- Получение зарегистрированного соглашения.
Подготовка проекта договора коммерческой концессии или проверка предложенного партнером шаблона — один из наиболее важных этапов дальнейшего сотрудничества. Именно от условий сделки зависят перспективы развития и размер прибыли.
Процедура регистрации сделки в Роспатенте занимает около двух месяцев. Однако, если у сотрудников ведомства возникнут вопросы и потребуются дополнительные пояснения, процесс оформления может затянуться до 6 месяцев.
С 2006 г. специалисты компании “ВАШ ПАТЕНТ” успешно представляют интересы клиентов в области промышленной собственности и авторского права. Богатый опыт и постоянная практика позволяют учитывать все юридические нюансы, просчитывать возможные риски и заблаговременно включать соответствующие пункты в договор концессии. Мы подготовим проект контракта, в котором учтем интересы сторон; сформируем пакет документов для Роспатента, а в случае необходимости, ответим на вопросы регистрирующего органа, осуществим ведение всего документооборота.
Позвоните нам по телефону + 7 499 130-36-66 или оставьте заявку на сайте, мы обязательно свяжемся с вами и ответим на интересующие вас вопросы.
Срок действия договора
Срок действия деловых отношений правообладателя и пользователя ограничен сроком действия свидетельства на товарный знак.
Стороны могут договориться о конкретных временных рамках или обратиться к нормам ст. 1235 ГК РФ. Если в договоре не указан срок, то такие соглашения будут считаться заключенными на пять лет с момента подписания.
Если стороны заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, им необходимо указать, что договор действует в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак.
Заинтересованы в оформлении франшизы? Позвоните нам по телефону + 7 499 130-36-66 или оставьте заявку на сайте: специалисты компании “ВАШ ПАТЕНТ” окажут содействие на всех этапах сотрудничества с потенциальным партнером, подготовят договор коммерческой концессии и помогут осуществить его регистрацию в Роспатенте.
Использованные источники
- Мария Гаврилова, Что нужно знать о договоре коммерческой концессии [Электронный ресурс] Ссылка
- Даниил Захаров, Договор франчайзинга: риски, правила, важные детали [Электронный ресурс] ссылка
- franchizing.pdf (r21.spb.ru)
Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
|
Заказать услугу
|
Часто задаваемые вопросы
Договорные отношения могут быть прекращены по следующим основаниям:
- - прекращение действия свидетельства на товарный знак франчайзера и отсутствие получения другого;
- - объявление одной из сторон договора банкротом.
Основным способом расторжения считается обоюдное согласие сторон сделки.
При наличии фактов нарушения существенных условий, повлекших за собой значительный материальный ущерб, соглашение может быть расторгнуто по желанию одной из сторон.
Если один из партнеров отказывается добровольно расторгать договор, заинтересованная в разрыве деловых отношений сторона вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
В законе отсутствует перечень причин, по которым сторонам сделки может быть отказано в регистрации соглашения. Поэтому приведем случаи из практики.
В регистрации может быть отказано, если:
- стороны указали неверные реквизиты;
- на объект интеллектуальной собственности не был оформлен товарный знак;
- франчайзер не имеет права распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности;
- перечень исключительных прав, передаваемых по договору, выходит за рамки прав правообладателя;
- в соглашении отсутствует информация о размере вознаграждения, выплачиваемого правообладателю, или не приведен порядок его формирования.
Существует три основных вида договоров этой категории, которые отличаются условиями передачи прав на бизнес:
- товарный — франчайзи продает готовый товар, на котором стоит фирменное обозначение компании-производителя (пример: магазин одежды);
- производственный — пользователю предоставляется возможность использовать запатентованную технологию изготовления, требования к производству, контакты поставщиков сырья для производства.
- сервисный — франчайзи получает право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности (оказывать сервисные услуги) под торговой маркой компании-правообладателя, получает также оборудование и рекламную поддержку (пример: косметический кабинет).