28 - 29 сентября 2023 г. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) провела XXVII Международную научно-практическую конференцию «Интеллектуальная собственность для государства и человека».
Алексей Робинов – старший партнер компании «ВАШ ПАТЕНТ», заместитель председателя Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ в рамках круглого стола «Дискуссионные вопросы траектории развития методологии правовой охраны товарных знаков» выступил с докладом «Особенности применения пункта 10 статьи 1483 ГК РФ при оспаривании правовой охраны товарных знаков».
А. Робинов обратил внимание слушателей на пункт 10 ст. 1483 ГК РФ, в котором указано: «Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 настоящей статьи».
Признаки, определяющие сходство товарных знаков до степени смешения, также применимы и к п.10 ст. 1483 ГК РФ. В связи с этим возникают проблемные вопросы:
1. Применяется ли п.10 ст. 1483 ГК РФ к словесным товарным знакам, которые могут включать в себя зарегистрированные товарные знаки?
2. Насколько правомерна ситуация, при которой аннулируется товарный знак, содержащий в качестве элемента обозначение пусть и являющееся сходным с товарным знакам другого лица, но при этом не вызывающий смешение товарных знаков в целом?
3. Какой подход в этом случае применять?
- наличие в товарном знаке даже незначительного элемента, сходного с товарным знаком другого лица, уже достаточно для его аннулирования по п.10 ст. 1483 ГК РФ (формальный подход)
- необходимо исследовать вопрос, насколько совпадающий элемент влечет смешение товарных знаков в целом.
В случае, если товарный знак включает в себя элемент, который воспринимается потребителями как средство индивидуализации другого лица, потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Предложения А. Робинова:
1.Включение в товарный знак элемента, сходного до степени смешения с товарным знаком другого, следует рассматривать не как самостоятельное основание для отказа в регистрации товарного знака, а как одну из «разновидностей» смешения относительно источника происхождения товара. То есть ситуации, когда потребитель не путает товарные знаки между собой, однако в силу наличия в товарном знаке сходного элемента ошибочно полагает, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
2.С целью соблюдения основополагающих принципов гражданского права необходимо исключить п.10 ст. 1483 ГК РФ как самостоятельное основание для отказа в регистрации товарного знака. При этом необходимо включить в ГК РФ положение, раскрывающее определение сходства средств индивидуализации до степени смешения, которое охватывало бы и такой частный случай, как включение в товарный знак в качестве элемента охраняемого средства индивидуализации другого лица.
Полный текст презентации А.Робинова по ссылке
В формате круглого стола были рассмотрены вопросы выбора правовых инструментов предупреждения смешения товарных знаков в России с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта. Особое внимание было уделено практическим аспектам применения пункта 10 статьи 1483 ГК РФ и проблемам, поднятым в выступлении Алексея Робинова, его предложениям об исключении п.10 ст. 1483 ГК РФ как самостоятельного основания для отказа в регистрации товарного знака, и включения в ГК РФ положения, раскрывающего определение сходства средств индивидуализации до степени смешения, в частности, включение в товарный знак в качестве элемента охраняемого средства индивидуализации другого лица.
На мероприятии состоялось активное обсуждение актуальных вопросов, связанных с охраной, защитой и использованием результатов интеллектуальной деятельности. В конференции приняли участие представители органов государственной власти, патентных ведомств различных стран и региональных патентных организаций, центров развития науки, технологий и инноваций, представители бизнес-структур.