Жесткая конкуренция на рынке диктует компаниям необходимость сделать свои товары и услуги уникальными, узнаваемыми, запоминающимися. А зарегистрировав свое обозначение, вы можете не опасаться, что даже случайно нарушили чьи-то права; при этом, ваш собственный знак защищает ваши товары или услуги от копирования и подделок недобросовестных конкурентов.
Часто мы слышим такие слова как «логотип», «бренд», «торговая марка», «торговый знак». Но для всех этих понятий в России существует единственное юридически верное наименование – товарный знак. А что означают эти термины?
Товарный знак — это отличие ваших товаров и услуг от аналогичных, представленных на рынке; позволяет выделиться, и при этом защищает от копирования и использования конкурентами. Товарный знак действует в отношении определенных видов деятельности компании или ИП, в соответствии с выбранными классами Международной классификации товаров и услуг (МКТУ)
Торговая марка – от английского слова «trademark», обозначение ТМ используется за рубежом, тождественно товарному знаку.
Бренд – отличительные свойства и образы бренда могут распространяться ни на 1 вид товара, а на группу. В понятие «бренд» входит и деловая репутация, и узнаваемый фирменный стиль, логотип, слоган.
Логотип – это визуальный элемент фирменного стиля организации, может быть словом или графическим элементом. Его можно зарегистрировать в качестве товарного знака
В законодательстве РФ нет таких понятий, как «логотип», «бренд» и «торговая марка». Они являются иностранными терминами. Эти три обозначения не выделены в отдельные категории в законодательстве РФ, а включены в понятие «товарный знак».
Виды товарных знаков:
1. Словесные товарные знаки - слова, буквенные сочетания, имеющие словесный характер, словосочетания и предложения, в том числе – слоганы (наименование компании, хештег, фамилия, сценический псевдоним артиста и т.п.)
Примеры словесных товарных знаков:

Правообладатель:
ООО «Яндекс»

Правообладатель:
ЗАО "Телекомпания "Останкино

Правообладатель:
ОАО Пивоваренная компания «Балтика»
2. Изобразительные товарные знаки - оригинальные изображения живых существ, предметов, природных и других объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен в любом цвете или цветовом сочетании (графические элементы, логотип, дизайн, картинка)
Примеры изобразительных товарных знаков:

Правообладатель:
Nike Innovate C.V. (USA)

Правообладатель:
ООО «Яндекс»

Правообладатель:
ПАО «Газпром нефть»
Примеры объемных товарных знаков:

Правообладатель:
ООО «Альянс»

Правообладатель:
ООО «Один Дом»

Правообладатель:
Немирофф Интеллектьюал Проперти Истеблишмент

Правообладатель:
ПАО Мобильные ТелеСистемы

Правообладатель:
ЗАО "ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ"

Правообладатель:
ПАО «Группа Черкизово»
5. Звуковые товарные знаки - звуки, музыкальные заставки, джинглы
Примеры звуковых товарных знаков:

Заявка №2063030 от 10 ноября 2020 г.
Правообладатель: Groupe TVA Inc. (Canada)

№ 3995841 международная регистрация
Правообладатель: Zippo Manufacturing Company (US)

№ 1194047 международная регистрация
Правообладатель: Reckitt Benckiser Vanish B.V.

№ 561631
Правообладатель:
ПАО «Газпром»

Правообладатель:
ПАО «Сбербанк России»
7. Тактильные или осязательные товарные знаки

Правообладатель: Некоммерческая организация Фонд взаимопомощи незрячих и слабовидящих с активной жизненной позицией

№ 30259811
международная регистрация
Правообладатель: Underberg GmbH & Co. KG (Germany)
Примеры позиционных товарных знаков:

№ 18806
Правообладатель: Адидас АГ (DE)

№ 1031242 международная регистрация
Правообладатель: Paloise Sas (France)

№ 446205
Правообладатель: Конверс Инк., США
9. Изменяющиеся товарные знаки - мультимедиа
Примеры изменяющихся товарных знаков:

Правообладатель:
Arrow Generiques (NL)

Правообладатель:
Seagate Technology LLC (US)

№ 361937
Правообладатель:
ФГУП "Киноконцерн "Мосфильм"

Правообладатель: Элит Стратиджикал Юнион Лимитед (GB)

Правообладатель: СмитКлайн Бичем п.л.к. (GB)

Правообладатель: Groupement des Cartes Bancaures (France)
Примеры обонятельных товарных знаков:
1. Описание:
Торговая марка представляет собой аромат, включающий запах тропических лесов Западного побережья Южного острова Новой Зеландии, в частности, состоящий из основной ноты цитрусовых (цедра лимона) и пихты Тарата и Дугласа, которая сохраняется еще примерно две секунды после воздействия аромата; сердечная нота из сладкой, насыщенной сосновой смолы из пихты Дугласа, Риму и Тоатоа продолжается около одной секунды после исчезновения основной ноты, и сладкая, пряная базовая нота из кардамона и кассии, которая продолжается около трех секунд. |
2. Описание: Товарный знак состоит из мягкого и сладкого цветочного аромата, который гармонирует с ароматом свежих фруктов (яблока и груши) и прозрачным ароматом розы, фрезии и водяной лилии |
|
Заявка № 1180773 от 24 июня 2021 г. (международная регистрация) Правообладатель: Reefton Distilling Co Limited (NZ) |
№ 1513652 международная регистрация Правообладатель: Uni Charm Corporation (Japan) |
12. Световые товарные знаки - указываются световые сигналы и последовательность их изменения
№345836 – правообладатель Майкрософт Корпорейшн
13. Вкусовые товарные знаки - описывают вкусовые свойства, используются в основном для описания вкусовых добавок
Наиболее популярные и широко используемые - это словесные, изобразительные, комбинированные и объемные товарные знаки. Остальные встречаются достаточно редко и их обычно называют "экзотические товарные знаки".
По числу пользователей товарные знаки делятся на:
· Индивидуальный – обозначение, зарегистрированное на одно юридическое лицо или на индивидуального предпринимателя
· Коллективный – знак союза, ассоциации, объединения предприятий, которые выпускают товары с едиными или общими характеристиками, и обладают правом контроля за использованием этого знака. Коллективный знак может применяться совместно с индивидуальной торговой маркой
По степени известности товарные знаки бывают:
· Обычные – любые оригинальные обозначения товаров.
Срок правовой охраны – 10 лет, с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз по заявлению правообладателя
· Общеизвестные – интенсивно используются, знакомы широкому кругу потребителей (например: ГАЗ, Известия, Агуша, Coca Cola, Reebok и т.п.). Знак может быть признан общеизвестным только после прохождения определенной процедуры регистрации и получения свидетельства. Такой знак охраняется бессрочно.
Государственную регистрацию в России осуществляет Роспатент – Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Защита правообладателя распространяется на территорию Российской Федерации. Для регистрации торговой марки за рубежом необходимо осуществить регистрацию в тех странах мира, где планируется развитие бизнеса.
Соответственно, прежде чем начать любое производство, организовать собственный бизнес или продвигать свои услуги в области франчайзинга, необходимо позаботиться об оформлении необходимых документов, запатентовать свои права. Наименование и символика компании, логотип продукта могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
ВАЖНО! Право на товарный знак может быть аннулировано, если знак не использовался правообладателем в течение трех лет после регистрации.
Рекомендуем зарегистрировать свое обозначение, чтобы избежать претензий со стороны конкурентов за любое использование даже отдельных элементов их зарегистрированных знаков, защитить свой бизнес от административно-гражданской ответственности, штрафа в размере до 5 млн рублей. Здесь, на сайте агентства интеллектуальной собственности ВАШ ПАТЕНТ, вы можете оставить заявку на получение бесплатной консультации по всем вопросам регистрации товарного знака и знака обслуживания.
Преимущества регистрации товарного знака
1. Зарегистрировав товарный знак, вы станете правообладателем и получите исключительное право на его использование.
2. После регистрации товарного знака у вас появятся возможности защиты от конкурентов. В случае нарушения Ваших прав, можно обращаться в суды или правоохранительные органы, в том числе Федеральную антимонопольную службу, Палату по патентным спорам и другие.
3. Зарегистрированный товарный знак можно использовать только с вашего разрешения. У вас появится возможность передачи исключительного права другим лицам за вознаграждение. Вы сможете предоставить право на товарный знак по лицензионному договору или по договору коммерческой концессии.
4. Также вы сможете полностью отказаться от права на товарный знак, передав его по договору об отчуждении исключительного права за вознаграждение.
5. Беспрепятственно рекламировать товар в любых средствах массовой информации, включая телевидение, радио, печатные и Интернет СМИ, а также размещать товарный знак на любых рекламных носителях.
Государственные пошлины:
Подача заявки - 4 000 руб. (+ 1000 за каждый класс МКТУ, свыше 1)
Экспертиза по существу - 13 000 руб. (+ 2500 за каждый класс МКТУ, свыше 1)
Регистрация товарного знака и электронное свидетельство - 18 000 руб. (+ 2000 за каждый класс МКТУ, свыше 5)
Выдача свидетельства на бумажном носителе - 3 000 руб.
Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
|
Заказать услугу
|