В чем разница между “коммерческим обозначением”, “фирменным наименованием” и “товарным знаком”
В соответствии с российским законодательством, коммерческое обозначение, фирменное наименование и товарный знак являются охраняемыми средствами индивидуализации.
В чем сходства и различия между ними:
Характеристики
|
Коммерческое обозначение
|
Фирменное наименование
|
Товарный знак
|
---|---|---|---|
Описание |
Используется для идентификации компании или целого бизнеса, который может состоять из комплекса организаций | Вносится в ЕГРЮЛ в качестве названия организации, служит для ее идентификации как юридического лица с указанием организационно-правовой формы (ОАО, ООО, ЗАО, АО) | Позволяет производителю выделить свои товары, маркированные товарным знаком, на рынке на фоне других производителей, запомниться покупателям |
Что идентифицирует | Хозяйствующий субъект (организация или группа компаний) | Хозяйствующий субъект (Юридическое лицо) | Товары, работы, услуги |
Регистрация | не подлежит регистрации и может не указываться в учредительных документах | в ЕГРЮЛ | в Роспатенте |
Количество на одно ЮЛ |
Одно. Если у ЮЛ несколько самостоятельных предприятий, то может быть более одного |
Одно | Неограниченно |
Вид | Может быть: текстовым, графическим или комбинированным | Словесное | Может быть: текстовым, графическим, комбинированным, объемным и т.п. |
Территория действия | конкретная территория, где оно получило известность | вся РФ | вся РФ |
Используется | Во всех видах рекламы (печатная, наружная, Интернет), на вывеске, на бланках, на продукции | Во всех официальных документах: учредительных, финансовых, договорах, актах и т.п | На этикетке, на товаре, при выполнении работ или услуг, во всех видах рекламы, в качестве нематериального актива при постановке на баланс |
Передача прав по договору |
Аренда, франчайзинг. Исключительные права передаются только вместе с той организацией, которой они принадлежат. Входят в ее состав |
Нет |
Лицензионный, отчуждения, франчайзинг |
Срок действия | Не установлен, но в случае его неиспользования в течение года - прекращает действовать | С даты включения в ЕГЮРЛ и до момента его исключения из ЕГЮРЛ в связи с прекращением деятельности, изменением названия | 10 лет, с возможностью пролонгации каждые 10 лет. Количество продлений - не ограничено |
Подробно ответят на ваши вопросы и понятным языком расскажут о каждом из перечисленных в таблице средств индивидуализации специалисты патентного бюро “Ваш Патент”. Наш телефон: + 7 499 130 36 66. Расскажем о всех вариантах, которые существуют для решения вашей задачи. Наши специалисты обладают большим опытом и знаниями. Мы успешно регистрируем около 2000 товарных знаков ежегодно. Позвоните или напишите - мы обязательно ответим!
Возникновение права на коммерческое обозначение
Владельцем исключительных прав на коммерческое обозначение может выступать ЮЛ или ИП.
Права возникают:
- не ранее момента фактического использования средства индивидуализации;
-
при выполнении следующих условий:
- название обладает различительными признаками, которые выделяют его на фоне других.
- оно индивидуализирует конкретную организацию или целый бизнес (как имущественный комплекс в целом) и не используется для уникализации товаров или услуг.
- наименование известно, хорошо узнаваемо на конкретной географической территории. При этом, оно не является сходным с товарными знаками и фирменными наименованиями других компаний.
Таким образом, данное средство индивидуализации является упрощенным способом для уникализации объекта без регистрации и оформления в административной инстанции. При этом, отсутствие записи о самом существовании коммерческого обозначения является его самым уязвимым местом:
Сроки действия права на коммерческое обозначение
Для данного средства индивидуализации в российском законодательстве не установлены временные рамки, но определен точный срок за его неиспользование: перерыв в непрерывном использовании в течение года.
Использование коммерческого обозначения
ЮЛ или ИП используют коммерческое обозначение для индивидуализации своих торговых, промышленных, сервисных предприятий. Его указывают на бланках организации, на вывеске, во всех видах рекламы, на сайте, в социальных сетях.
Примеры:
Служба такси “Зеленый огонек”
Сеть аптек “Семейная аптека”
Сеть магазинов “Утконос”
Ресторан “УДачи”
Агентство недвижимости “Мой метр”
Чаще всего используют такое средство индивидуализации предприятия общественного питания, сферы обслуживания, розничной торговли, бытовых услуг и гостеприимства.
Если название на иностранном языке, оно подлежит обязательному переводу на русский язык. Это требование законодательства, связанное с тем, чтобы избежать искажений, введения потребителей в заблуждение.
Особенность передачи прав
Исключительное право на средство индивидуализации может перейти к новому владельцу только вместе с самим предприятием, которое оно и индивидуализирует. Переход права осуществляется на основании универсального правопреемства - переход прав от одной компании к другой в полном объеме.
Передача одного предприятия (из группы предприятий под действующим средством индивидуализации) новому владельцу, лишает правообладателя возможности использовать свое средство индивидуализации для предприятий, оставшихся в группе.
Право на применение средства индивидуализации может быть предоставлено на основании договора аренды предприятия или договора коммерческой концессии.
Защита коммерческого обозначения
Отсутствие какого-либо оформления значительно усложняет охрану и защиту данного средства индивидуализации. Если возникнет конфликтная ситуация, доказать нарушение прав владельца достаточно сложно. Сам правообладатель обязан обосновать фактическое наличие у него исключительных прав, активное и непрерывное использование коммерческого обозначения. Суду могут быть представлены данные социологических опросов, если их результаты подтверждают известность и популярность наименования; а также большое количество материальных доказательств, финансовых документов, из которых явно следует, что:
- данное средство индивидуализации используется конкретной организацией,
- каким именно способом оно задействовано.
Привлечь к ответственности можно нарушителя, который ведет аналогичный бизнес, осуществляя свою деятельность в рамках той же территории, что и правообладатель.
Правообладатель может потребовать:
- полное или частичное прекращение использования спорного наименования нарушителем;
- взыскания убытков, причиненных нарушением.
Предоставление услуг компанией “ВАШ ПАТЕНТ” для индивидуализации вашего бизнеса
Почти 20 лет мы оказываем профессиональные услуги по охране и защите объектов интеллектуальной собственности, регистрации товарных знаков, патентов в России и других странах. Наши опытные юристы представляют интересы доверителей в судебных инстанциях и административных органах, защищают клиентов от недобросовестных конкурентов. Позвонив нам по телефону + 7 499 130 36 66 или направив письмо, вы получите подробную бесплатную консультацию, ответы на интересующие вас вопросы. Всегда рады помочь!
Использованные источники
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности: официальный сайт. – Москва. – URL: ссылка
- Первая социальная сеть для юристов «Закон.Ру»: официальный сайт. – Москва. – URL: ссылка
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности»: официальный сайт. – Москва. – URL: ссылка
- Международная ассоциация товарных знаков (International Trademark Association (INTA)): официальный сайт. – URL: ссылка
- Портал государственных услуг Российской Федерации: официальный сайт. – Москва. – URL: ссылка
- Статья 1538 Гражданского Кодекса Российской Федерации // КонсультантПлюс: официальный сайт. – Москва. – URL: ссылка
Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
|
Заказать услугу
|
Часто задаваемые вопросы
ГК РФ никак не регламентирует вид коммерческого обозначения. Поэтому каждый предприниматель выбирает название в соответствии с собственным мнением, потребностями бизнеса.
Примеры:
- “Ароматы весны” (только слова)
- Парфюмерия “Ароматы весны” (указание на осуществляемую деятельность)
- “Романофф Клуб” (указание на владельца)
- “Пирожков” (использование псевдо-имени для отражения специализации бизнеса)
- Митинский рынок (указание на место расположения)
Исключительные права владельца коммерческого обозначения действуют только внутри страны. Обычно - на ограниченной территории. Если же название указывает на предприятие, которое находится за рубежом, то на территории РФ на него не может распространяться исключительное право
Коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие, а товарный знак - товары или услуги.
Первое - не нуждается в регистрации и, соответственно, не будет финансовых затрат на оплату пошлин, долгого ожидания результатов проверок на уникальность и соответствие требованиям законодательства. На первых этапах становления бизнеса коммерческого обозначения может быть и достаточно. При этом необходимо оценивать риски: защитить свой бизнес от недобросовестных конкурентов будет не просто. Необходимо собрать большое количество документов, которые суд примет в качестве доказательств, подтверждающих ваши исключительные права на средство индивидуализации. Из практики: затраты на участие в судебном процессе в разы выше, чем оформление регистрации товарного знака.
На коммерческое обозначение можно оформить и получить свидетельство о регистрации товарного знака. Пример: сети магазинов “Магнит”, “Пятерочка”.
Если бизнес успешно развивается, то для привлечения клиентов, партнеров следует получить свидетельство на товарный знак. Этот документ государственного образца служит гарантом добросовестности компании, защищает вашу продукцию от подделок. У товарного знака значительное число преимуществ: знак обладает правовой охраной на территории всей страны, подтверждает ваши права на бренд и его уникальность, позволяет привлекать к ответственности недобросовестных конкурентов, которые могут попытаться использовать ваш знак незаконно, взыскивать с них компенсацию за нарушение. Владельцы товарных знаков получают доступ к сетям и маркетплейсам, а это - новые возможности для расширения своего бизнеса:
- растет узнаваемость,
- увеличивается капитализация компании,
- возрастает привлекательность для инвесторов и потребителей.
Кроме того, у предприятия может быть только одно коммерческое обозначение, а товарных знаков - несколько, например: своя марка для каждой линейки товаров или видов продукции. Правообладатель товарного знака может извлекать прибыль:
- предоставлять лицензии на его использование,
- расширять деятельность за счет франчайзинга.
Таким образом, товарный знак имеет значительные преимущества. Свидетельство о регистрации государственного образца предоставляет охрану и защиту вашему названию! С процессом оформления торговой марки помогут специалисты компании ВАШ ПАТЕНТ: мы подготовим заявку, комплект документов, ответим на все запросы регистрирующего органа. При привлечении к процессу регистрации наших патентных поверенных, скидка на пошлины составит 30%, а сам процесс оформления займет 6-8 месяцев, а не стандартные 18,5 месяцев.